Для желающих исповедаться

Таинство покаяния.

Правила храма.

Исповедь перед причастием совершается в храме свт. Луки накануне, после вечернего богослужения, также исповедь совершается  утром во время литургии, только над теми лицами, кто не мог по уважительным причинам посетить вечернее богослужение. Соответственно, исповедь бывает накануне Божественной Литургии в 18.30 и во время нее в 9.00.

В настоящее время на исповедь приходят те, кто соответствующим образом подготовился и желает причаститься Святых Христовых Таин. Это не всегда правильно. Человек должен все взвесить, есть ли у него решимость жить по Божиим заповедям или ему необходимо время на раздумье. Если решился, то необходимо убедиться в своей твердости на деле, начать исполнять заповеди: поститься, молиться, помогать людям, следить за своими пожеланиями и страстями и т.д. Поэтому, это время на размышление может длиться дни, месяцы или даже годы. Иначе, можно причаститься в болезнь или в смерть, совершенно не думая, с каким не достоинством подходим к этому великому Таинству соединения с Богом. Бог соединяется с духом смиренным и сокрушенным (о грехах своих), а не с духом гордеца и лжеца, который не обещает исправиться и жить по воле святой Троицы.

Что такое покаяние.

«Покаяние»[1] — это славянский перевод греческого слова «метанойя», буквально означающего «изменение ума», «перемена образа мыслей». Покаяние — не просто перечень грехов, Бог прощает человека не потому, что он перечислил Ему свои грехи на исповеди, а по причине его намерения исправиться и жить по Его воле. С определенной ясностью пишет об этом свт. Игнатий Брянчанинов: «Как первоначальная вера заключается в том, чтоб уверовать словам Божиим, так и первоначальное покаяние заключается в сознании своих согрешений и своей греховности, в сожалении о них, в принесении этих сознания и соболезнования посредством искренней исповеди и усердной молитвы пред лицем Божие, с решимостью и обещанием оставить греховную жизнь, и принять в правило поведения евангельские заповеди. За таким покаянием последует прощение грехов»[2]. Поэтому тот человек, который не осознает свои грехи, не решается и не обещает измениться и жить по заповедям Божиим, не только не принимается Богом, но и осуждается Им, становиться в ряду отверженных падших духов, хотя священник видимо разрешает его согрешения. Бога невозможно обмануть, Он видит сердце человека и по его сердцу судит.

Поэтому решившийся жить по-христиански, должен порвать всякую дружбу с грехами как грубыми, смертными, так и с «мелкими», не смертными и стараться по силам исполнять заповеди Божии.

Смертные грехи.

О смертных грехах очень точно пишет свт. Игнатий: «Покаяние в смертном грехе состоит в том, чтобы исповедать грех духовному отцу, приняв от него эпитимию, и впредь в этот грех не впадать… смертный грех убивает душу. Если кто умрет в смертном грехе, не успев покаяться в нем, того душа идет во ад. Ей нет никакой надежды к спасению»[3]. Смертные грехи: ересь, раскол, отступничество от веры христианской, богохульство, волшебство и колдовство, человекоубийство и самоубийство, блуд (измены супружеские, незаконное сожительство), пьянство, святотатство(надругание над святынями), грабеж, воровство и всякая жестокая бесчеловечная обида.

Заповеди Божии.

Смертный грех состоит не только в том, какую заповедь мы нарушили, но и в том, какую заповедь мы не старались из всех сил  исполнить. Смертный грех неверие, иначе жизнь не по требованиям веры. Что она требует? Вера требует всю жизнь отдать на служение Богу, на исполнение Его воли. Святитель Игнатий пишет: «Соблюдающий Христовы заповеди — Христов; не соблюдающий их не принадлежит Христу. С горестным последствием сопряжено нарушение малейшей евангельской заповеди: Иже аще разорит едину заповедий сих малых, сказал Господь, и научит тако человеки, мний наречется в Царствии Небеснем, то есть не будет причастником его. Полное же невнимание к евангельским заповедям, как бы к нравоучению, которое можно и не исполнять, влечет за собою решительную погибель»[4]. Необходимо приносить в церкви искреннюю исповедь, регулярно причащаться не реже 1 раза за три недели (9 апостольское правило), посещать воскресные богослужения, исполнять свое молитвенное правило, постепенно начать соблюдать посты. Необходимо обязательно свой подвиг согласовать со священником, что бы он не был слишком тяжел или слишком легок, а так же чтобы подвиг был и правильным. От неправильных действий результат неверный.

О грехе неверия.

 Иными словами можно сказать, что неверие – это добровольное оставление духовной жизни. С большой проницательностью об этом пишет свт. Игнатий: «Кто же не верует в Сына Божия? Не только тот, кто открыто, решительно отвергает Его, но и тот, кто, называясь христианином, проводит греховную жизнь, гоняется за плотскими наслаждениями; тот, у кого бог — чрево; тот, у кого бог — серебро и золото; тот, у кого бог — земная слава; тот, кто почтил земную мудрость, враждебную Богу, как бы бога… Вера мертвая, признание Христа одним невольным умственным убеждением, может быть и принадлежностью бесов! Такая вера послужит верующему только к большему осуждению его на суде Христовом… Вера в Евангелие должна быть живая; должно веровать умом и сердцем, исповедыватъ веру устами, выражать, доказывать ее жизнью»[5]Причина неверия есть нерадение (ленивое бездействие), которое заключается в том, что человек не заставляет себя исполнять заповеди, зная и понимая какие последствия несет его бездействие. Такое бездействие, как пишет свт. Игнатий, приводит еще к «большему осуждению», вечной нескончаемой смерти, утрате рая. Грозно звучит слово Божие в Евангелии, предупреждает каждого легкомысленного человека о его погибели. «Мы живем, как бы не было ада, как бы мы были бессмертны, вечны на земле, как бы достигшие бесконечного блаженства. Тщетно гремит угрозами Слово Божие, тщетно возвещает о страшных бесконечных муках! Мы видим смерть наших братий, участвуем в их погребении: это не производит на нас никакого впечатления, как будто смерть — удел других людей, отнюдь не наш. Мы, как мертвые, не имеем, ни памятования, ни предощущения смерти, ни памятования, ни предощущения будущности»[6].

Так живут только святые! Кто – то может воскликнуть таким образом. Необходимо знать, что святыми не рождаются, а становятся. Поэтому, все что требует от нас Господь – возможно, невозможное Он не требует. Бог требует от нас намерение исполнять все по нашим силам с терпением. Видя наше старание и постоянство, Он даст силу исполнить остальное, освободит от власти наших грехов.

Итог.

Покаяние тогда принимается Богом от человека, когда он решительно расстается от смертных грехов и обещает Богу исполнять евангельские заповеди. Добровольное оставление духовной жизни определяет человеку вечную погибель с падшими духами. Все мы знаем, что каждый имеет свой конец существования. А в чем тогда смысл нашей жизни? В развлечении и в суете? В бессмысленном времяпровождении? Смысл жизни –  в вечной жизни. Без этого смысла человек не имеет счастья. Да какое может быть счастье во временной жизни, если она когда-то непременно закончиться? Единственный источник вечного счастья – Бог. К Нему мы должны стремиться. Работаем для того, что бы иметь пропитание для существования. Существуем для того, что бы приобрести вечную счастливую жизнь с Богом. Иначе для чего мы существуем, растем своих детей? Для вечной погибели? Покаяние- это единственное средство, посредством которого мы приобретаем вечную жизнь с Богом, а значит, вся наша жизнь должна быть предоставлена именно этому средству.

[1] Википедия. Покаяние_в_христианстве [Электронный ресурс].URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/.

[2] Священник Сергий Молотков, составление. Практическая энциклопедия. Основы правильной духовной жизни. По творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). – М., 2003. – 390 с.

[3] Священник Сергий Молотков, составление. Практическая энциклопедия. Основы правильной духовной жизни. По творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). – М., 2003. – 70 с.

[4] Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь. (Серия «Наследие русского святителя») – М.: Благовест, 2011. – 58-59 с.

[5] Священник Сергий Молотков, составление. Практическая энциклопедия. Основы правильной духовной жизни. По творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). – М., 2003. – 46 с.

[6] Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетическая проповедь. (Серия «Наследие русского святителя») – М.: Благовест, 2011. – 47 с.

2 комментария:

  1. Татьяна

    Спасибо!

  2. Татьяна

    Большое спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *