Нетленные мощи

Мощи.

В русской традиции словом Мо́щи (др.-греч. λείψανα, лат. reliquiae) принято называть то, что в греческом и латинском языке означает не что иное, как останки умершего человека. Мощи святых бывают тленными и нетленными. Но святость праведников определяется не их нетлением, но их добродетельной жизнью, мученической смертью, проявлений сверхъестественных чудес и исцелений, благоуханием тел, и другими критериями.

В этом разделе вы найдете адреса местоположения святых, имеющие нетленные мощи, для того чтобы самим проверить истинность их существования. Вы можете посетить те города, где в настоящее время они расположены, тем самым обрести твердость или истинность веры своими собственными глазами.

Нетленные мощи святых:

С первых же веков христианства начинаются сказания о нетлении тел. С течением времени, когда христианская вера стала распространяться по разным странам, распространялись и эти сказания. Они сохранились до нас от всех последующих веков и народов, куда проникла христианская вера. На основании этих сказаний можно утверждать, что не было века, в котором бы не являлось несколько нетленных мощей Божьих угодников. Эти сказания идут от бесчисленного множества людей и подтверждаются действительными фактами нетления мощей.

Нетление святых мощей есть одно из чудес, заменяющее многие другие чудеса, и тем преимуществует перед ними, что те однократны, нередко мгновенны и могли быть убедительны для очевидцев и терять свою силу для родов последующих, а нетление тел есть чудо постоянное, свидетельствующее о том, что в нетленном теле, особенно чудотворящем, постоянно пребывает чудодейственная сила Божья,  поэтому оно представляет сильнейшее и убедительнейшее доказательство божественности христианской веры.

Одно из самых почитаемых православных святынь России являются нетленные мощи преподобного Александра Свирского. ( Адрес: 187729, Ленинградская обл., Лодейнопольский район, дер. Старая Слобода, Свято-Троицкий Александро-Свирский Мужской Монастырь). Преподобный Александр — один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины — а именно через 14 лет в 1547 г. Летом 1998 г. в Петербурге произошло настоящее чудо. 28 июля пропавшие в 1918 г. святые мощи преподобного Александра Свирского были обретены. Событие это знаменательно тем, что именно с вскрытия раки Александра Свирского началась в 1918 г. затеянная большевиками сатанинская кампания по ликвидации и дискредитации русских православных святынь. В ходе ее были вывезены из церквей и монастырей 63 раки со святыми мощами. Милостью Божьей все они спустя 18 лет обретены.

Из заключения главного стоматолога Министерства обороны РФ, начальника кафедры челюстно-лицевой, хирургии и стоматологии, профессора и полковника медицинской службы В. Н. Балина, на кафедре которого мощи Св. Александра Свирского тоже проходили экспертизу: «Совершенно уникальна сохранность мягких тканей лица и околозубных тканей: лоб, нос, щеки, десна, что вписывается в известные свидетельства об исключительно хорошей сохранности мощей некоторых святых в сравнении с мумифицированными телами мирских людей». Вот эта-то уникальная сохранность и дала возможность провести иконографическое исследование, подобно тому, как в 1641 г., в момент первого обретения мощей святого, это сделали наши предки.

История Русской Православной Церкви знает множество случаев обретения мощей святых. Среди них — мощи преп. Евстратия Печерского (Адрес Киево-Печерская лавра: Киев, ул. Ивана Мазепы, 21). Преп. Евстратий Печерский взят был в плен половцами и потом продан в рабство, где его морили голодом и на праздник Пасхи распяли на кресте, а потом бросили в море (в 1096 г.). Верующие отыскали тело страдальца и привезли его в Киев, где мощи его и поныне почивают в Антоньевых пещерах.

Гроб другого святого — преп. Сергия Радонежского (преставился в 1391 г.) — был найден в воде. Несмотря на тридцатилетнее пребывание во влаге, святое тело преподобного сохранилось цело и светло, самая одежда на нем нисколько не повредилась. (Адрес: 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра).

Мощи св. Иакова Боровицкого (адрес: 175400, Новгородская область, город Валдай, остров, Иверский монастырь) в 1540 г. принесены были на льдине на р. Мете, против ее течения, и пристали к Боровицкому порогу. Жители положили их на берегу в обрубе, потом они были перенесены в Боровицкий Духов монастырь; а в 1657 г. патриарх Никон перенес их в город Валдай, в Иверский монастырь.

Св. мощи Митрофана, первого епископа Воронежского (Адрес: Россия, 394000, г. Воронеж, проспект Революции, 18а (Первомайский сквер) (преставился в 1703 г.) 128 лет находились в грунте влажного чернозема и при торжественном открытии их в 1832 г. найдены совершенно нетленными.

В 1842 г. по случаю сооружения в Задонском монастыре нового храма в честь Владимирской иконы Богоматери встретилась надобность разобрать ветхий каменный храм и алтарь, под которым в склепе был погребен св. Тихон (Адрес Задонского мужского монастыря: 399200, Липецкая обл., г. Задонск, ул. Коммуны, д. 14.), епископ Воронежский (преставился в 1783 г), и перенести гроб его в другое место. При этом оказалось, что склеп, под которым почивал святитель, от давности времени и от сырости обвалился, гробовая крышка раздавлена кирпичами, и гроб близок был к разрушению; между тем тело святителя, несмотря на шестидесятилетнее пребывание его в сыром месте, обретено было совершенно нетленным; даже архиерейское облачение, в котором он был погребен, найдено целым.

Митрополит Киевский Макарий на дороге из Вильны в Киев был настигнут татарами, мученически убит ими и брошен в поле (в 1487 г.). Мощи его привезены были в Киев и доныне нетленно почивают там в Софийском соборе.

Тело преп. Антония Римлянина (преставился в 1147 г.) лежало 450 лет в каменном гробе, под полом, поверх земли; его нашли на камне нетленным, и самый покров на нем остался в целости. В 1597 году Антоний Римлянин, ранее пользовавшийся местным почитанием, был официально канонизирован, а его мощи перенесены в Рождественский собор монастыря. В 1927 году, в разгар антирелигиозной кампании, рака была вскрыта, мощи вынуты; в настоящее время считаются утраченными.

Мощи св. Петра, митрополита Московского (преставился в 1326 г.), находились в земле около 150 лет; в 1471 г. его мощи были переложены в каменный гроб и перенесены в соборный Успенский храм (Адрес: 103073, Россия, Москва, Кремль, Соборная пл.). Вскоре его гроб был истреблен пожаром, а его тело осталось невредимым.

Во Владимирском кафедральном соборе (Адрес: 01030, Украина, г. Киев, бульвар Тараса Шевченко, 20) почивают мощи князя Андрея Боголюбского, убитого в 1174 г. от своих присных!, и сына его Глеба, мирно скончавшегося незадолго до убиения отца. С тех пор до времен Петра Великого мощи обоих князей лежали в земле, а с его царствования (с 15 октября 1702 г.) доныне лежат доступными для благочестивого чествования. Ни время, ни земля, ни атмосферный воздух не коснулись разрушительно святых тел, и те лица, которые удостаиваются видеть открытыми части святых тел, проникаются глубоким чувством благоговения перед святыми мощами.

Преподобный Лука, Эконом Печерский (Адрес: Украина, Киев, Киево-Печерская лавра) в 7-й песни канона преподобным Ближних пещер воспевается, как добрый делатель заповедей Владычних, но кроме должности экономской, каковую он неизвестно когда отправлял в Киево-Печерской лавре, больше о нем ничего не известно. Память его, кроме 6/19 ноября, совершается совместно с преподобными Ближних пещер, где и его тело нетленное почивает.

Нетленные мощи свт. Спиридона Тримифунтского (The Church of Agios (Saint) Spyridon, Agiou Spyridonos 32, Corfu 49100, Greece.) весят как тело взрослого мужчины и чудесным образом не утрачивают свойств живой плоти, имеют температуру человеческого тела и сохраняют мягкость. До сих пор ученые разных стран и вероисповеданий приезжают на Керкиру для того, чтобы подвергнуть исследованию нетленные мощи Святителя. Тело святого Спиридона имеет постоянную температуру: 36,6 градусов. У него растут волосы и ногти. И что самое удивительное — одежду, которая на нем надета, меняют раз в полгода, потому что она снашивается, будто он не лежит в раке, а ходит. Хранитель раки рассказал, что бывали случаи, когда ключ просто не может открыть замок на раке. И тогда священники знают — святого в раке просто нет, он ходит по острову. Но после тщательного рассмотрения ученые приходят к выводу, что никакими законами и силами природы нельзя объяснить феномен нетления этих мощей, которые почти 1700 лет пребывают в неповрежденном виде; что иного объяснения, кроме чуда, нет; что здесь, несомненно, действует всемогущая сила Божия. Чудом является и то, что покровитель странников святитель Спиридон сам по сей день не перестает «странствовать», помогая всем, кто с верой в молитве к нему обращается. Святой почитается как «ходящий» святой – бархатные башмачки, одетые на его ступни, изнашиваются, и несколько раз в год их заменяют новыми. А изношенные башмачки разрезают на части и как великую святыню передают верующим. По свидетельству греческих священнослужителей, во время «переобувания» чувствуется ответное движение. Десная рука святителя Спиридона была возвращена католиками в 1984 году Греческой Православной Церкви.

Во Владимирском соборе почивают мощи великого князя Георгия II (Всеволодовича)(Владимирская обл., г.Владимир, ул. Б.Московская, 56), убитого татарами в нашествие Батыя (в 1238 г.). Великий князь пал в рядах своих воинов на р. Сити. Ростовский епископ Кирилл, возвращаясь из Белоозера и желая видеть место несчастной для русских битвы, нашел в куче мертвых воинов обезглавленное тело Георгия. Святитель узнал его по княжескому платью, привез тело в Ростов и похоронил там в храме Богоматери, в каменном гробе. Глава великого князя была отыскана после и приложена к телу. На втором году после кончины Георгия тело его, по распоряжению князя Ярослава, брата Георгия, торжественно перенесено было во Владимир и положено в соборном храме. Тогда увидели невиданное чудо: «Глава святая прильнула к св. телу, так что и следа не было отсечения на его шее; правая рука поднята была как бы у живого, показывая на подвиг». В 1645 г., в царствование Михаила Федоровича, при святейшем патриархе Иосифе, обретены были мощи князя Георгия нетленными и из прежнего каменного гроба переложены в серебряную раку, на коей вычеканены, между прочим, следующие слова: «Всем зрящим бысть чудо преславно и удивления достойно, яко святая глава его (Георгия) совокупно прильпе к честному телеси его, якоже ни следа видети отсечения на шее его; но все составы его целы и неразлучны и доныне таково гробе пребывают, от всех людей видимы и удивляемы». Действительно, богомольцы, удостоившиеся видеть открытыми мощи св. князя Георгия, поражаются дивным явлением прильнувшей к телу святой главы. Поражена была этим чудом, между прочим, и императрица Екатерина II, посетившая однажды Владимирский собор.

Были святые, которые подвизались в горах, в вертепах, в пропастях, при болотах, озерах, гнилой воде, среди гадов и насекомых; так, например, преп. Авраамий (Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь) (преставился в 1077 г.) подвизался при водах великого озера ростовского Неро, Леонтий (преставился в 1073 г.) и Иаков (преставился в 1391 г.) Ростовские, Никита (преставился в 1186 г.) и Даниил (преставился в 1540 г). Переяславские, Никита Новгородский (преставился в 1108 г.) спасались среди вод мутных, гнилых, наполненных всякими гадами. Мощи их в тех местах и погребены были; однако через долгое время и многие лета они явились прославленными нетлением, и до сего дня хранятся не только все кости их, но и плоть.

Нужно заметить, что канонизация святых в России и в глубокой древности происходила с особой осторожностью. Чрезвычайные заслуги перед Церковью (например; равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги), мученичество за веру (Феодоpa-варяга и сына его Иоанна), нетление мощей, соединенное с разительными чудесами, с особенным вниманием и иногда неоднократно свидетельствованное, обыкновенно были условиями для внесения в богослужебные книги и всеобщего чествования с ликом святых.

Это только малая часть святых, имеющих нетленные мощи в России. Имеются они в других православных странах Греции и стран СНГ.

Нетленные мощи грешников.

В православной практике отношение к нетленности тела всегда было достаточно осторожным и взвешенным. В случаях, если обреталось безымянное неразложившееся тело, не источавшее благоухания, и при нем не происходило никаких чудесных явлений, то мнение священноначалия склонялось видеть в этом скорее признак греховности. Если тело не было принято землей, следовательно, на то были особые причины, например — отлучение от святой Церкви. Один из старинных греческих источников гласит, что «тела отлученных не разлагаются, так как отлучаются от Бога иереем и стихии не смеют принять его», а Большой Московский собор 1667 г. постановил строго отличать нетленные тела грешников от нетленных тел святых: «Нетленных телес, — говорит собор, — обретающихся в нынешнем времени, да не дерзаете кроме достоверного свидетельства и соборного повеления во святых почитати, да не обретаются телеса цела и нетленна не от святости, но яко отлученна и под клятвою архиерейскою и иерейскою суще умроша, или за преступление божественных и священных правил и закона цели и неразрешимы бывают. А кого во святых хощете почитати, о таковых обретающихся телесах достоит всячески испытати и свидетельствовати достоверными свидетельства пред великим и совершенным собором архиерейским».

Примером тому служит следующая повесть. Однажды (около 1480 г.) султан Мехмед II, разговаривая с придворными греками о христианской вере, услышал от них о силе отлучения следующее: если кого христианские архиереи или иереи по благословной вине отлучат от Церкви, то тело отлученного не разрушается в земле и пребывает целым, только вздувается и чернеет; а когда дадут ему прощение и отпущение грехов молитвою и призыванием имени Божия, то оно разрушается и превращается в прах. Султан потребовал от патриарха Константинопольского Максима (1476-1482) удостоверения в слышанном, а патриарх обещал исполнить его требование, если найдется человек, умерший под тяжким запрещением. Патриарх приступил к исследованию. Тут некто вспомнил о непотребной женщине, которая жила еще во дни патриарха Геннадия (1453-1460) и была до того бесстыдна, что распустила молву о незаконных связях с нею этого святого мужа, и была за то, поелику не раскаялась, отлучена от Церкви. Патриарх велел открыть гроб ее, и действительно найдено тело не разрушенное, только надутое и черное. Извещенный об этом султан послал своих приближенных для удостоверения. Турецкие послы, запечатав гроб с неистлевшим телом султанской печатью, назначили день, когда придут и вновь осмотрят тело. В назначенный день тело послами было осмотрено и найдено в прежнем виде — не истлевшим. В их присутствии патриарх служил Литургию и после Литургии читал разрешительную молитву над телом усопшей. Тогда еще во время чтения предстоящие услышали шум разлагающегося в гробе тела, слышали этот шум и султанские чиновники. Они, вновь запечатав гроб, обещали прийти через три дня. По прошествии этого времени при осмотре гроба они нашли в нем только прах и кости» («Летопись церковных событытий» архиепископ Арсений стр. 576.)

Следует отметить, что наличие мощей (и чудотворений у мощей) никогда не служило единственным критерием святости. Мощи иных святых никогда не были открываемы и по сей день находятся под спудом, в сокрытии или в неизвестности. Практика канонизаций, в том числе и в новейшее время, когда было прославлено множество новомучеников и исповедников XX века, показывает, что причисление к лику святых может совершаться и при полном отсутствии мощей и каких-либо телесных останков, на основании устных и письменных свидетельств, документов, памяти и церковного предания.

1 комментарий:

  1. Спаси вас, дорогие братья и сестры, за столь бесценный материал, который может с Божией помощью на огласительных беседах для полного вооцерковления катехуменов.
    С поклоном и благодарностью катехизатор Скорбященского женского монастыря (игумения Мария Сташевска)в Нижнем Тагиле
    р. Б. Мария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *