Для желающих причаститься

Таинство Причастия.

Слово «причастие» означает присоединение к чему-либо, становление частью чего-то. И на самом деле, верующий через приобщение Тела Господня соединяется с Богом духовно: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем»(Ин. 6:56). Бог источник всех благ, соответственно, если Этот Источник будет пребывать в человеке, тогда он будет самым счастливым существом на земле, иначе, приобретет Царство Небесное в самом себе. Счастье – это основная цель человеческой жизни. Бог есть Счастье. Но чтобы Его приобрести, необходимо соблюдать определенные условия, чтобы достойно соединиться-причаститься.

Говение.

При подготовке к Святому Причащению необходимо помнить, что целью говения является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, искреннее прощение и примирение с ближними. Основное условие перед причастием- это сознание «кто я есть», сознание своей греховности, своей негодности, своего не достоинства, т.е. смирение. Для того чтобы хоть немного человек осознал себя, пришел к этому чувству требуется молитва. Без смирения, без зрения своих грехов человек не может покаяться. Без покаяния невозможно приобрести Царство Божие: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф. 4:17). Это Царство не приблизится без покаяния: «Молитва заповедана Господом, так как и покаяние. Конец молитвы, так как и покаяния, указан один: вход в Царствие Небесное, в царство Божие, которое – внутри нас»[i]. Поэтому основная цель молитвенного правила перед причастием, состоит в том, что бы приобрести зрение своих грехов и ,соответственно, от этого зрения покаяние. Только в этом случае мы можем соединиться с Духом Божиим во время Причастия.

Традиция поститься три дня или неделю, вычитывание несколько канонов и акафистов перед Причастием — это местный русский обычай. Такие требования возникли тогда, когда Причастие стало очень редким: один или три-четыре раза в год. Если мы обратимся к канонам или определениям Вселенских соборов, то не найдем этого правила. Эта традиция должна быть применима относительно тех лиц, которые редко причащаются. Но если человек соблюдает все положенные посты, Причащается один раз в течение трех недель, то минимум что он должен сделать – это поститься накануне вечером и прочитать последование ко Святому Причащению. Если человек хочет читать каноны и акафисты и у него есть для этого время, то ничего, кроме пользы, такое чтение принести не может. Все это должно определяться самим христианином под руководством духовника.

О правильной молитве. Чтобы молитва принесла пользу, необходимо совершать ее правильно.

«Количество молитвы определяется для каждого образом жизни его и количеством сил душевных и телесных»[ii], — эта сторона вопроса является очень важной, потому что многие не приходят в храм причаститься все из-за того, что на них накладывают чрезмерный подвиг несоответствующий их силам: три канона, акафист, молитвы к причастию, утренние и вечерние. Все это отталкивает многих людей от церкви, особенно тех, кто совсем недавно пришел в храм, так как от чрезмерного количества молитв они получают одно «… смущение, а не пользу»[iii]. Необходимо свой молитвенный подвиг согласовать со священником.

Как пишет святитель «без внимания произносимая молитва обращается в пустословие»[iv], этой стороне вопроса он уделяет особенную важность. Потому что не имея внимания, нельзя иметь молитву, молитвы не существует без внимания и не может  быть  по существу. Оно способствует порождению в человеке умиления, особенного дара плача, который очищает душу с особенной силой. Способствует вниманию неспешное произнесение молитв шепотом, с благоговейным расположением тела, без каких либо лишних движений, ставя ногу на ногу, руки должны иметь также свое расположение по швам во время церковных служб. Особенно вредно спешить, лучше за такой же промежуток времени, прочитать чуть меньше, потому что не количество молитв является условием достойного причащения, а глубина покаяния и смирения.

Во время молитвы исключаются всякие воображения и мечтательность «образы, если их допустить ум в молитве, соделаются непроницаемою завесою, стеною между умом и Богом»[v].

О посте. По уставу Церкви во время подготовки к Таинству Причастия следует воздерживаться от пищи животного происхождения: молока, яиц, мяса, рыбы и т.д. Благоразумное воздержание в пище помогает человеку с особенной бодростью и вниманием молиться Богу. «Едва станет пресыщенный или насытившийся на молитву, — сонливость и леность нападают на него, множество грубых мечтаний рисуются в его воображении, сердце его не способно придти в умиление»[vi]. Столько же вредна обратная сторона поста, когда происходит малоядение, так что не остаются силы на молитву. Так же необходимо воздерживаться от постной  сластолюбивой пищи: постный майонез, постные печенье, постные конфеты и т.д. И во время поста возможно объестся, поэтому пищу необходимо употреблять в должном количестве, оставаясь немного голодным. Для чего все это? Цель поста в том, что бы подготовить человека к молитве, сделать его ум внимательным, сердце умиленным, а тело бодрым. Пост основание, молитва же глава духовной жизни. Без поста невозможно молиться, молитва обращается в мечтательность и  пустословие.

Препятствия к причастию.

Существуют определённые требования к телесной чистоте касательно мужчин и женщин. Первое общее требование есть отказ от телесных супружеских отношений, накануне Причащения. Древняя аскетическая традиция также предписывает, без острой необходимости, мужчинам воздерживаться от Причащения в день после ночного непроизвольного истечения, а женщинам во время женских дней и сорокодневного послеродового периода. Так же кто имеет недуг курения, и по своей немощи не может его бросить, необходимо воздерживаться перед причастием.

Принятие утром необходимых лекарств или небольшого количества жидкости или пищи по состоянию здоровья, без которых человек не может обойтись, не является препятствием для Причастия.

Не допускается причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии смертных не исповеданных грехов или не прощенных обид.

Подготовка детей ко Святому Причащению имеет свои особенности. Продолжительность и содержание подготовки определяются родителями в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень  воцерковленности ребенка.

Сколько раз надо причащаться. «Кого нам одобрить? Тех ли, которые [причащаются] однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие [не должны причащаться] и один раз [в году]»[vii].  В отношении того, с какой частотой следует причащаться верующему, возможны различные подходы, при соблюдении приведенного выше правила святителя Иоанна Златоуста причащаться всегда «с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью». Об этом же свидетельствуют и святые отцы последних веков. По словам святителя Феофана Затворника, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная», хотя «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении»[viii]. В этом вопросе каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно»[ix].

Девятое правило святых апостолов сообщает: «Всех верных (т.е. христиан), входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучати повелевает от общения церковнаго»[x]. Толкователь канонов Иоанн Зонара пишет: «Настоящее правило требует, чтобы во время совершения Святой Жертвы, все пребывали до конца на молитве и Святом Приобщении. Ибо тогда и от мирян требовалось, чтобы постоянно причащались»[xi]. Святейший патриарх Кирилл говорит: «В древности, когда кто-то из крещеных, находясь на Литургии, не причащался, то должен был дать публично объяснение епископу, по какой причине он уклоняется от принятия Святых Христовых Таин. Сегодня эта традиция ушла от нас по нашей слабой вере, по нашему слабому благочестию. Но традиция эта священна, и все мы должны стремиться к тому, чтобы как можно чаще причащаться Святых Христовых Тайн…»[xii]. Есть еще такие соборы как Сардикийский, Трулльский, и Антиохийский, которые предписывают отлучать от причастия тех, кто, присутствуя при богослужении в течение трех воскресный дней, не причастится, ну а если не покается, то отлучать. Но при этом указывается, что правило имеет в виду не вообще всех не причащающихся, а только уклоняющихся без уважительной причины.

Св. Феодор Студит пишет: «Монах или мирянин, не находящийся под епитимией и по своей небрежности сорок дней не приступивший к причастию, должен быть отлучен от церкви на (один) год»[xiii]. И не без причины приводиться это правило. Правило для пользы человека, поэтому регулярное причащение необходимо человеку. О св. Макарии Египетском повествуется, что после того, как он исцелил ту женщину, которая по диавольскому содействию казалась людям лошадью, он сказал ей следующее: «Женщина, никогда не отсутствуй на приобщении Тайн Христовых, но причащайся часто, ибо это диавольское действие случилось с тобой потому, что ты не причащалась пять недель, и от этого диавол нашел себе место и досадил тебе»[xiv].

О  вреде недостойного причащения предупреждает апостол Павел: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор.11:29-30). Тот, кто причащается «при произвольно и намеренной греховной жизни, при впадении в смертные грехи, при неверии и зловерии» — замечает свт. Игнатий, делает великое преступление в своей жизни, «… которое совершили убийцы Богочеловека, … истерзавшие тело Его жестоким биением, гвоздями, распятием… да рассматривает себя (человек), прежде нежели приступить к Святым Таинам, — и, если он погряз в скверне греховной, да устранится страшного причащения, чтоб не совершить и чтоб не запечатлеть грехов своих самым тяжким грехом: надруганием над Святыми Тайнами Христовыми, надруганием над Христом»[xv].  За такое недостойное намеренное Причащение, человек получает вечную смерть, болезнь, от болезней смерть телесную.

Так же есть другая крайность этого вопроса. Кто, произвольно лишает себя пищи для поддержания жизни, тот умирает от голода, подобно и те, кто произвольно удаляют себя от причастия, удаляются от жизни вечной. Произвольное не причащение с Жизнью, приносит вечную смерть.

Польза причастия. Как пишет Свт. Игнатий: «При постоянно благочестивой и внимательной жизни действие святых тайн делается яснее, ощутительнее, обильнее»[xvi]. Тело Христово имеет воздействие на всего человека, на его ум, сердце, волю, чувства и на тело. Оно сообщает душе свойства богоподобные, как у Христа, они становятся святыми, чистыми, непорочными, здравыми. Необходимо помнить, что от греха болезнь в человеке. Исцелив греховные страсти, исцеляются болезни тела, человек становиться здоровым сначала духовно, потом уже соответственно телесно. Когда усиливаются страсти, такие как уныние, блудные помыслы, печаль, зависть или болезни тела, святые отцы советуют усиливать молитву, пост и частое причастие. Причащаясь, человек обретает силу от Бога бороться с искушениями и со своими грехами, так как своими силами невозможно никому побороть страсти.

Вывод.

Достоин тот причащаться, кто имеет искренне стремление исправиться и жить по воле Божией соответственно своим силам, кто сознает, что он грешник и не может сам себя спасти, и поэтому имеет нужду в Спасителе. Человек, имеющий чистую совесть от смертных грехов и доброе намерение жить по заповедям Божиим, должен причащаться один раз за три недели и по возможности чаще. Срок в три недели, может быть увеличен в том случае, если есть уважительная тому причина или есть на то благословение священника. Тот не может никогда не причаститься, кто не оставил смертных грехов, у кого совесть осквернена тяжкими грехами, кто не хочет жить по требованиям Спасителя. Оставление регулярного причастия по причине небрежения, несет за собою печальные последствия, дьявол находит в человеке себе место для владычества и контроля, подвластной ему территории. Частое причащение всегда должно быть с молитвенной подготовкой, чтобы не приступать к таинству равнодушно, механически или формально.

[i] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений. В 5 т. Том 4. – СПб: Общество памяти игумении Таисии, 2010. – 153 с.

[ii] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений. В 5 т. Том 4. – СПб: Общество памяти игумении Таисии, 2010. – 145 с.

[iii] Там же.

[iv] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений. В 5 т. Том 4. – СПб: Общество памяти игумении Таисии, 2010. – 146 с.

[v] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений. В 5 т. Том 4. – СПб: Общество памяти игумении Таисии, 2010. – 147 с.

[vi] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений. В 5 т. Том 4. – СПб: Общество памяти игумении Таисии, 2010. – 145 с.

[vii] Беседы на Послание к Евреям 17, 4

[viii] Святитель Феофан Затворник. Письма. V, 757

[ix] Святитель Феофан Затворник. Письма. IV, 693.

[x] Правила святых апостол и святых отец с толкованиями. – М.: «Сибирская Благозвонница», 2011. – 44с.

[xi] Там же.

[xii]Справка: О частом причащении Святых Христовых Тайн (Часть 2). Святейший Патриарх Кирилл (Патриаршее слово в Великий четверг в Храме Христа Спасителя). [Электронный ресурс]. URL: http://brusilovsky.livejournal.com/108145.html.

[xiii] Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. СПб., 1908. Т. 2. С. 852.

[xiv] Лавсаик, гл. 18

[xv] Священник Сергий Молотков, составление. Практическая энциклопедия. Основы правильной духовной жизни. По творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). – М., 2003. – 443-444 с.

[xvi] Священник Сергий Молотков, составление. Практическая энциклопедия. Основы правильной духовной жизни. По творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). – М., 2003. – 442 с.

Комментирование запрещено