Для желающих креститься

Предисловие.

«На современных пастырях лежит священная, непременная обязанность доставлять точное и подробное понятие о святом Крещении тем, которые приняли таинство во младенчестве и потому не имеют о таинстве никакого опытного знания. Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в возрасте, нисколько не понимаем его значения? Какая может быть польза от Крещения, когда мы, принимая его в младенчестве, остаемся впоследствии в полном неведении о том, что мы приняли?»

Состояние человеческой природы в раю.

Бог сотворил Адама и Еву совершенными в добродетелях и совершенными в свободе выбора. Их человеческая природа была без-смертной, не-тленной и без-страстной. Они имели власть над всей вселенной, стихиями, животными и т.д. Бог их создал «богами», наделил всякой властью и славою. Но они имели свободу выбора, поэтому Бог поместил в раю древа познания добра и зла, для того чтобы определить их выбор, слушаться Его или нет. Заранее предупредил, не есть от плодов, иначе они вкусят смерть. Они не послушали Бога и своим неповиновением отпали от своего первобытного состояния.

Состояние человеческой природы после грехопадения прародителей.

Человек, по причине преслушания воли Божьей приобрел не свойственное греховное, страстное, плотское, падшее состояние, иначе смерть. Смерть для тела это разлучение его от души, а смерть души это разлучение от Божественной благодати. Смерть это состояние человеческого духа. Не имея крещение божественной благодати, человек называется мертвым душою. Если человек имеет мертвую душу он не способен попасть в рай. Человек оживает духовно, только через погружение (крещение) в благодать. Каждый потомок, рожденный от Адама, имеет такое падшее состояние и нуждается в оживлении благодатью Святого Духа.

Крещение может совершиться при условии, что крестные родители или желающиеся креститься, понимают значение таинства и будут жить так, как требует воля Божия.

Приготовление к Крещению.

«Необходимо тщательное приготовление перед принятием святого Крещения. В тщательном приготовлении заключается неотъемлемое условие того, чтобы великое таинство принесло обильно плод свой, чтобы оно послужило во спасение, а не в большее осуждение». Такое объяснение необходимо для взрослых, что бы они понимали значение Таинства, чтобы сознавали, на какое ответственное дело они приступают.

«Приготовление к святому Крещению есть истинное покаяние. Истинное покаяние есть неотъемлемое условие для того, чтобы святое Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов грехами, в сожалении о них, в исповедании их, в оставлении греховной жизни». Оставление греха тогда происходит, кода человек окончательно оставляет его и постоянно делает противоположное этому греху добродетель. Соответственно возможностям и способностям человека, необходимо перед святым крещением оставить греховную жизнь и вступить в постоянную непримиримую борьбу против грехов, которые имеют власть над ним. Это и есть приготовление покаянием перед крещением для некрещеных или желающих стать крестными родителями. Это есть начало оставления греховной жизни. Только такой залог намерения принимается Богом и служит спасением. К этому призывает Господь и только такими критериями избирает. «Необходимо, чтобы наш сосуд — сосудом называю ум, сердце и тело человеческие по отношению к Божественной благодати — был предочищен для принятия и сохранения Духовного Дара, преподаемого святым Крещением. Необходимо, чтобы этот сосуд не только был очищен, но и осмотрен прилежно; необходимо, чтобы имеющиеся в нем повреждения, особливо скважины, были тщательно исправлены; если же они останутся неисправленными, то живая вода (Ин. 7:38), вливаемая в сосуд святым Крещением, не удержится в сосуде: она излиется из него, к величайшему его бедствию. Скважинами называю греховные навыки. Необходимо, чтобы наш Иерусалим был отовсюду обнесен, как стенами, благими нравами и обычаями: только тогда может быть принесено в жертву и всесожжение, в купели Крещения, наше падшее естество, а естество обновленное, доставляемое Крещением, соделаться алтарем благопотребным для принесения жертв и всесожжения, благоугодных Богу (Пс. 50:20-21).»

Состояние человеческой природы после крещения.

Во время Крещения крещаемому посылается от Бога великий дар – благодать святого Духа. Этой благодатью из человека изгоняется нечистый дух-дьявол и человек освобождается от рабства страстей. После крещения каждый получает свободу, власть над собой, человек изменяется духовно, от состояния смерти к состоянию жизни. В купель погружается плотский человек убитый грехом, а извлекается духовный оживленный святым Духом. Поэтому в Священном Писании жизнь после крещения называется пакибытие (новое бытие, новая жизнь), а Крещение называется банею пакибытия. Купель рождает нового человека в новую жизнь (пакибытие), обновив его благодатью Святого Духа.

Развитие благодати Крещения деятельностью по Евангельским заповедям.

«Крещеный человек, делая добро, принадлежащее естеству обновленному, развивает в себе благодать Всесвятого Духа, полученную при Крещении, которая, будучи неизменяема сама по себе, светлее сияет в человеке по мере делаемого им Христова добра: так светлее сияет неизменяющийся сам по себе солнечный луч по мере того, как свободнее небо от облаков. Но свобода избирать добро или зло не отнята у крещеных, как у Адама и Евы в раю». Некрещеный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещёный, хотя и может грешить, но властен и не грешить. Жизнь крещеных зависит от собственного произволения слушаться Бога или нет: «При Крещении сатана, жительствующий в каждом человеке падшего естества, изгоняется из человека; предоставляется произволу крещеного человека или пребывать храмом Божиим и быть свободным от сатаны, или удалить из себя Бога и снова соделаться жилищем сатаны (Мф. 12:43-45).»

Греховная деятельность после крещения.

В притче о талантах говориться, что Господин даровал каждому своему рабу богатство для развития прибыли, соответственно возможностям каждого. Верные рабы пустили в оборот это богатство (благодать) и заработали вдвое раз больше. Один раб не пустил в оборот имущество Дародателя и вернул ему обратно Его драгоценности (дары свт. Духа). На этот поступок Господин разгневался, из-за неверности том деле, которую он поручил, Господин заключил раба во тьму кромешную (Ад).

В притче о блудном сыне, говориться, что меньший сын – образ человека-грешника – потребовал часть имения у отца для употребления его по произволу. Расточил это имение – дары свт. Духа – в далекой стране греховной, чтобы утолить голод начал работать одному из местных жителей (дьяволу) той страны пася свиней. Ему даже не было возможно наполнить живот досыта тем кормом, которым питались свиньи. В такое бедственное положение приходит грешник, расточая силы ума и сердца подчиняясь греховными мыслями и пожеланиями – кормом бесов-свиней. И если бы не покаяние и исправление меньшего сына, то его участь была бы печальной (Ад).

Бог дает талант крещения каждому и каждый должен развить этот талант вдвое. И если человек не только расточит эту благодать (драгоценность) и не заработает вдвое, следуя евангельским заповедям, гнев Божий пребывает на нем.

Праздность, бездействие, лень, нерадение не приемлемы человеку, омовенныму святым Крещением. Человек вновь оживает в себе состояние падения или отпадения, от благодати Святого Духа, ведя деятельность не по воле Бога: «Крещением изгоняется нечистый дух и обходит безводные и безверные души, но в них не обретает покоя: ибо покой для беса состоит в том, чтобы смущать лукавыми делами крещеных — некрещеные принадлежат ему от зачатия, — и он возвращается на крещенного с семью духами. Как семь даров Духа, так семь и лукавых злых духов. Когда дьявол возвратится на крещеного и найдет его праздным, т.е. по причине лености не имеющим той деятельности, которая сопротивляется супостатам, тогда, взошешди в него, злодействует лютее прежнего (чем до крещения). Очистившемуся Крещением, потом осквернившемуся, нет надежды на второе Крещение: разве есть надежда на многотрудное покаяние».

«Душа человека стяжавает качества, соответственные своей деятельности. Душа запечатлевается впечатлениями соответственно своим занятиям и делам, соответственно своей обстановке. Они могут быть изглаждаемы и заменяемы другими, но для этого требуется и труд, и время.»

«Нужно время для изглаждения впечатления греховных, нужно время, чтоб запечатлеться впечатлениями Святого Духа».

«Впечатления, составляющие достояние души в час смерти ее, остаются достоянием ее навеки, служат залогом или ее вечного блаженства, или ее вечного бедствия».

Если человек, после крещения возвратиться к греховной деятельности или будет лениться жить соответственно по Евангелию, вновь теряет свою духовную свободу, становиться рабом дьявола и страстей, запечатлевается греховными впечатлениями. Чтобы очистить душу от греховных впечатлений, необходимо непросто придти на исповедь и перечислить свои грехи, а подвизаться против них деятельностью Евангельской. Восстановить свою духовную свободу гораздо труднее, чем ее потерять. Много труда и времени придется потратить ради очищения своей души. А будет ли этого времени, когда человек откладывает свое покаяние, обратится к Богу в старости, когда впечатления греховные стали частью его души? К какому бедствию попадает человек после смерти, когда Бог потребует отчет о потраченном времени? Не только за праздное слово ответит человек, но и за праздное дело (суету). Рассеянность, из-за частого упражнения, обращается в страсть, не дает человеку вспомнить о Боге, его ум полностью погружается в суету мирских занятий. Только для рассеянного человека смерть является неожиданностью: «Долго терпит Он грехи и беззакония, но если человек не хочет исправиться, то наказывает нечестивцев внезапной смертью «В чем застану, в том и сужу» — говорит Варсонофий Оптинский т.е. в каком состоянии души Господь застанет в час смерти, в том и будет судить, поэтому необходимо бодрствовать, быть на страже своей души, чтобы никакое греховное впечатление не вкралось в душу неприметным образом. Чтобы смерть не застала врасплох, необходимо иметь постоянную благочестивую внимательную жизнь.

Свобода духовная теряется не только при греховной жизни, но и тогда, когда крещеный будет жить по своей воле и по своему разуму. Крещеный обязался жить по воле Бога, по Евангельским заповедям и по учению Церкви, а не так как он хочет и думает правильно. Человеческое естественное добро, истекающее из его испорченной природы, отвергается Богом как мерзость, необходимо делать добро Евангельское, только оно одно может называться истинным. Без самоотвержения от своего падшего ума и сердца невозможно последовать Богу.

Вывод.

Не понимая основ православной веры о духовной жизни невозможно вести благочестивую жизнь. Без изучения и исполнения заповедей, невозможно пребывать в вере христианской. Без знания воли Божией, как можно ее исполнить? Если ее изучать и не исполнять, в чем тогда смысл? Вера должна выражаться искренним стремлением изучением и исполнением воли Божией. Она привлекает в сердце верующего благодать Святого Духа, доставляет познание Истины и освобождение от греховных страстей. Имея такое состояние веры, человек имеет залог спасения и возможность спасти своих (крестных) детей.

Крещение.

В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Крещение (греч. ваптисис — погружение) есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это Таинство не повторяется.

Необходимость огласительных (катехизаторских) бесед?

Понятие оглашенных возникло в древней церкви в связи с тем, что крещению предшествовал обязательный период катехизации (наставление). Перед крещением требовалось искреннее покаяние и желание исправить свою жизнь, полагался 40-дневный пост, в течение которого совершалось ежедневное торжественное отречение от прежних своих религиозных заблуждений, от дьявола и всех дел его, и сочетание со Христом, исповедание христианской веры и её тщательное изучение. Всячески поддерживая готовящихся ко крещению, вместе с ними постилась и вся христианская община. Важным моментом было то, что епископ, к которому приходил желающий креститься, испытывал его нравственные качества и искренность желания стать христианином. Цель таких бесед состояла в том, чтобы некрещеный имел твердое намерение жить по вере христианской уже до крещения. В настоящее время крещение происходит с младенческого возраста, поэтому катехизаторские беседы перед Крещением необходимы для крестных родителей. Крестные родители должны иметь искреннюю веру, которая выражается исполнением заповедей Божиих. Не имея такого состояния, человек неспособен быть истинным родителем. От восприемников требуется изучение и исполнение воли Божией, иначе, христианская жизнь.

Что касается Крещения младенцев, которых по вере их родителей приносят в православный храм, то здесь нужно придерживаться многовековой практики Церкви. Она основывается на Канонических установлениях: 124-го правила Карфагенского Собора и 84-го правила VI Вселенского Собора (680 г.), предписывающих не препятствовать Крещению младенцев. Отцы Церкви также оставили прямые указания на необходимость их Крещения: «У тебя есть младенец? — Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу» (Св. Григорий Богослов. «Слово на Крещение»).

Порядок совершения (чинопоследование) Таинства Крещения.

Крещение в Православной церкви совершается троекратным погружением с головой в купель со святой водой — во имя Отца, и Сына и Святого Духа.

Крещение совершает архиерей или священник, в крайнем случае, крестить может даже мирянин «страха ради смертного» с обязательным произнесением тайносовершительных слов: «Крещается раб Божий (раба Божия, имярек) во имя Отца (первое погружение), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святаго Духа (третье погружение), аминь». Если крещённый мирянином человек останется живым, то над ним крещение священник больше не повторяет (если оно правильно было совершено), но должен совершить над ним только миропомазание, после чего человека можно допускать до Причащения и других церковных таинств. Если же крещённый мирянином человек всё же умер, то за него уже можно молиться в храме и даже вынимать частички на проскомидии.

В начале крещения сам человек или его крёстный родитель должен трижды отречься от сатаны «и всех дел его, и всего служения его», трижды исповедать (заявить во всеуслышание) своё желание «сочетаться со Христом» и осознанно прочитать Символ веры, который должен быть хорошо знаком и понятен крещаемому или его восприемникам.

Затем священник произносит великую ектению, освящает воду в купели рукой, сложенной в именословное перстосложение, помазует воду и крещаемого елеем, совершает собственно крещение (погружение); во время чтения 31-го псалма (Пс. 31) на крещёного надевается крест и белая одежда (в древней церкви надевался ещё и венок на голову крестившегося, как на причисленного к лику мучеников и «царственного священства»). Священник совершает миропомазание и затем с крещёным и восприемниками троекратно обходит купель. Читается Апостол (Рим. 6:3-11) и Евангелие (Мф. 28:16-20), священник омывает и отирает миро, совершает постриг волос крещённого, произносит сугубую ектению и отпуст.

Таким образом, при совершении таинства крещения используется несколько обрядов, каждый из которых имеет символическое духовное значение:

  • обращение крещаемого к западу для отречения от сатаны, который есть духовная тьма;
  • помазание елеем младенца перед погружением в воду (купель) для непобедимости в борьбе с сатаной;
  • погружение в воду, при котором Дух Святой тайно сходит на крещаемого, дарует семя Жизни (притча о Сеятеле) и очищает от грехов;
  • возложение креста на грудь означает, что крестившийся желает постоянно помнить о кресте — символе спасения, и терпеливо (и с радостью) нести его всю свою жизнь.
  • одевание в белую одежду указывает, что крещаемый очистился от грехов и должен вести чистую жизнь. Кроме того, белый цвет — проявление радости от обручения со Христом (Святые отцы учат, что душа каждого человека призвана стать невестой Бога);
  • хождение вокруг купели — символ вечности;
  • пострижение волос — предание новокрещённого воле Божией.

После крещения совершается Миропомазание и новокрещёный христианин может участвовать в Евхаристии вместе с другими верными.

Именины – это день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения. В православной традиции в день Ангела принято посещать храм и, по возможности, причащаться.

Кто не может быть восприемником (крестным).

По нормам Синодального периода Русской Церкви, «не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и все вообще лица, низко упавшие в общественном мнении, по своему нравственному поведению… Не бывшие у исповеди и святого Причастии 5-10 лет, конечно, по нерадению, не могут дать воспринимаемым от купели руководства и назидания в своей жизни, что вменяется в обязанность восприемникам».

На сегодняшний момент выделяются несколько категорий людей, которые не могут быть восприемниками конкретного человека по ряду критериев. Это и определенная степень родства, и монашеские обеты, данные лицом, которому хотят предложить стать восприемником ребенка либо взрослого человека.

Не могут быть восприемниками (крестными) следующие лица.

  1. Монахи и монахини.
  2. Родители для собственных детей.
  3. Лица, состоящие между собой в браке (либо жених и невеста) не могут крестить одного младенца, ибо при духовном родстве супружеская жизнь недопустима. При этом супругам разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно.
  4. Неверующие.
  5. Некрещеные.
  6. Малолетние до 14 лет.
  7. Психически ненормальные (душевнобольные) люди.
  8. Лица, пришедшие в храм в нетрезвом виде.

В крайнем случае допускается Крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом. Отец и мать могут присутствовать на Крещении собственного ребенка. Но мать крещаемого может быть не допущена к участию в Таинстве, если над ней не прочитана молитва 40-го дня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *